Формы оплаты труда

В ч. 1 ст. 131 ТК РФ установлено, что выплата заработной платы производится в рублях. Она может осуществляться и в иностранной валюте в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (п. п. 26, 27 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Согласно ч. 2 ст. 131 ТК РФ заработная плата может быть выдана также в неденежной форме. Однако при возникновении споров с работником в соответствии с п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 работодателю необходимо доказать следующее:
а) имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом ст. 131 ТК РФ не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты.

Подробнее: Формы оплаты труда

Удержание из заработной платы

В соответствии с ч. 4 ст. 137 ТК РФ взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы не допускается, за исключением следующих случаев:
- допущена счетная ошибка;
- органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);
- заработная плата излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Так, например, Московский областной суд, отказывая в удовлетворении иска в части взыскания суммы переплаты заработной платы, исходил из того, что излишне выплаченная работнику заработная плата не может быть взыскана в связи с неправильным применением работниками бухгалтерии положения о начислении заработной платы (см. Определение Московского областного суда от 12.10.2010 по делу N 33-19764).

Подробнее: Удержание из заработной платы

О некоторых вопросах увольнения по сокращению численности или штата работников

В соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по сокращению численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Также в силу закона работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Работодатель имеет право предлагать вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции

Противодействие коррупции в значительной мере зависит от действенности мер, направленных на ее предупреждение. В российском законодательстве закреплен конкретный перечень обязанностей, ограничений и запретов, направленных на профилактику коррупции.
Кроме того, статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций вне зависимости от формы собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Подробнее: Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции

С 1 июля 2019 года увеличивается размер выплат по уходу за ребенком-инвалидом и инвалидами с детства I группы

Указом Президента Российской Федерации от 07.03.2019 года № 95 внесены изменения в Указ от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».
С 1 июля 2019 года увеличивается размер ежемесячных выплат неработающему родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Право на получение ежемесячной выплаты имеют лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, которые являются трудоспособными, не работают и не являются получателями какого-либо вида пенсии и пособия по безработице. Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
Согласно внесенным изменениям лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, ежемесячные выплаты, составляющие в настоящее время 5500 рублей, увеличиваются до 10000 рублей.

Об изменениях законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Федеральным законом от 01.05.2019 № 93-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты.
Установлено, что организатор зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая такую информацию, обязан не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших 18 лет.
В целях выполнения указанной обязанности, а также в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая такую информацию, или лица, контролирующего проход на такое зрелищное мероприятие, сомнения в достижении посетителем совершеннолетия лицо, осуществляющее реализацию входных билетов, или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, вправе потребовать у него документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого посетителя.

Подробнее: Об изменениях законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Меры по предупреждению коррупции. Законодательство о противодействии коррупции предусматривает, что этими вопросами должны заниматься не только правоохранительные органы

В силу статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.
В целях активизации этого процесса с 1 января 2013 года действует статья 13.3 названного Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.
Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.

Подробнее: Меры по предупреждению коррупции. Законодательство о противодействии коррупции предусматривает,...

Об ответственности за распространение информации о несовершеннолетних

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» 27 декабря 1991 года № 2124-1 распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего запрещено.

Подробнее: Об ответственности за распространение информации о несовершеннолетних

Обязанности родителей (законных представителей) в случае самовольного ухода несовершеннолетнего

Под самовольным уходом понимается отсутствие несовершеннолетнего без оповещения о своем местонахождении родителей или законных представителей. Несовершеннолетние совершают самовольные уходы как из дома, так и из государственных учреждений, предназначенных для их пребывания. Если несовершеннолетним совершен самовольный уход, его родителям, законным представителям необходимо незамедлительно обращаться в органы полиции по месту жительства.
Необращение в правоохранительные органы с заявлением о розыске несовершеннолетнего влечет привлечение родителей, законных представителей к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Подробнее: Обязанности родителей (законных представителей) в случае самовольного ухода несовершеннолетнего

Изменен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

Действующим законодательством предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
Федеральным законом от 29.07.2018 № 267-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2019 года, статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнена пунктом 3.1, согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
- включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
- прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ранее такие лица исключались из списка только в случаях предоставления им жилых помещений, либо утраты ими оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Взяточничество – одно из самых распространенных коррупционных преступлений

Взяточничество – одно из самых распространенных преступлений коррупционной направленности. Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный Кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25.12.2008 г.  273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Уголовно наказуемыми деяниями являются не только получение (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ), но и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
Получение взятки – это получение должностным лицом лично или через посредника вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Подробнее: Взяточничество – одно из самых распространенных коррупционных преступлений